Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (часть 2 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ):
- программ повышения квалификации,
- программ профессиональной переподготовки.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией, реализующей эту программу.
Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.
Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности как:
- самостоятельную работу с учебными изданиями;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков;
- изучение организации и технологии педагогической деятельности;
- непосредственное участие в планировании работы образовательной организации;
- работу с технической, нормативной и другой документацией;
- выполнение функциональных обязанностей педагогических работников (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);
- участие в методических комиссиях, заседаниях Педагогического совета, совещаниях и др.
При реализации дополнительных профессиональных программ могут применяться:
- форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы;
- использование различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации:
- удостоверение о повышении квалификации (по программам повышения квалификации);
- диплом о профессиональной переподготовке (по программам профессиональной переподготовки).